Омск-Центральный — международный аэропорт Омска. Расположен в 5 км юго-западнее центра города.
Входит в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты, включен в перечень 92 аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации. Является аэродромом совместного базирования — помимо гражданской авиации, здесь базируется авиация МВД РФ.
Ранее планировалось, что к 300-летию Омска (2016 год) будет завершено строительство нового аэропорта «Омск-Фёдоровка» за пределами городской территории, а «Омск-Центральный» будет закрыт. Однако новый губернатор Омской области Виктор Назаров заявил о приостановлении строительства нового аэропорта из-за недостатка средств и о модернизации действующего.
История
- 14 июля 1925 года в протоколе заседания Омской губернской плановой комиссии говорится об отводе участка земли под аэродром: «Учитывая весьма важное значение для дела развития, как военной, так и гражданской авиации, наличие достаточных по размерам и удобных по местоположению аэродромов, отнести под аэродром в городе Омске площадь размером 146 кв. дес., расположенную в южной части земель г. Омска и захватившую часть земель г. Ленинска».
- 15 июля 1926 года в Омске завершился беспосадочный перелёт французских военных лётчиков Жирье и Дордилье[fr] по маршруту Париж — Берлин — Москва — Свердловск (ныне Екатеринбург) — Омск. Был установлен новый мировой рекорд: расстояние в 4800 км преодолено за 29 часов 40 минут без посадки.
- В 1927 году здесь произвёл посадку самолёт под управлением С. А. Шестакова с механиком Д. В. Фуфаевым, совершавший перелёт по маршруту Москва — Токио — Москва под девизом «Наш ответ» с целью демонстрации возможностей советской авиации.
- В мае 1928 года проведены работы по выравниванию аэродромной площадки.
- 24 июля 1928 года произвёл посадку самолёт, выполнивший первый почтовый рейс. Командование почтового отряда приняло решение, что Омск будет базовым аэродромом. На протяжении двух с половиной месяцев продолжался опытный лётный сезон на аэролинии Москва — Омск — Новосибирск. На 1929 год стали планировать полёты до Иркутска.
- В начале мая 1929 года для постоянного базирования в Омский аэропорт прибыли пять самолётов «Фоккер Ц-4». 17 мая из Москвы в Свердловск вылетел почтовый «Фоккер Ц-4», пилотируемый Ю. И. Рединым. От Свердловска до Омска и далее до Новосибирска рейс продолжил Л. В. Лункевич. В тот же день из Иркутска в Новосибирск вылетел «Фоккер», пилотируемый И. С. Лапоноговым, дальше самолетом управлял Ф. Н. Кононенко, взявший курс с эстафетной почтой на Омск.
- 17 мая 1929 года — официальная дата рождения аэропорта. В первые сутки работы прибыло два самолёта. Первые пилоты Омского аэропорта — Ф. Н. Кононенко, Л. В. Лункевич, Ю. И. Редин, Яхонтов, П. Т. Полозенко.
- В 1931 году в аэропорту появились самолёты P-5, АНТ-9, год спустя — К-5, ПО-2.
- С 15 мая 1931 года открылось воздушное пассажирское сообщение Москва — Омск — Новосибирск на трехмоторных самолётах типа АНТ-9, с многочисленными промежуточными посадками. Самолёты были оборудованы комфортабельной пассажирской кабиной на 11 мест. Продолжительность полёта от Омска до Москвы 14 часов, от Омска до Новосибирска — 3 часа. В этом году омская аэростанция становила узловой.[неавторитетный источник?]
- Зимой 1931—1932 годов впервые самолёты из Омска отправляются в Обдорск (ныне Салехард) через Тавду. В эти годы осваивал новые воздушные трассы молодой пилот В. С. Молоков, один из первых лётчиков-Героев Советского Союза.
- В 1932 году, несмотря на отсутствие инфраструктуры аэропорта, были налажены регулярные рейсы Тара — Большеречье — Омск.
- Первыми зданиями аэропорта становятся помещения бездействующей мельницы купца Емельянова. В этом же году в Омске было создано авиазвено спецприменения, находившееся в подчинении Новосибирского 210-го лётного отряда. Авиазвено в больших объёмах выполняло различные народнохозяйственные и авиахимические работы.
- С февраля 1933 года Омский аэропорт включен в обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения.
- В 1934 году Омский аэропорт становится узловым на участке Западно-Сибирской трассы. Численность сотрудников авиамастерских достигает уже более 200 человек. Формируется 7-й ночной транспортный отряд, ставший в период Великой Отечественной войны авиаотрядом спецприменения.
- августа 1936 года в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнивший полёт по маршруту Москва — остров Удд (Дальний Восток). Омичи восторженно встречали участников перелёта В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова, преодолевших за 56 часов 20 минут 9374 километра без посадок.
- 12 февраля 1937 года самолет АНТ-4, Г-1 (ТБ-1), с бортовым номером Н-120, выполнявший перелёт по маршруту Москва — Уэлен — Москва, летчика-полярника Ф. Б. Фариха приземлился на Омском аэродроме. До сих пор зимой ещё никто не летал по этой трассе. Лётчики побывали почти на всех полярных зимовках, расположенных по побережьям морей Чукотского, Лаптевых и Карского. Основной груз — письма и посылки.
- В полночь 12-13 июля 1938 года американский предприниматель и пионер авиации Говард Хьюз приземлился в Омске на 4,5 часа в процессе установления рекорда кругосветного перелёта. Его встречали в том числе представители дипломатической миссии США.
- В 1945—1946 годах летали только ПО-2, перевозившие одновременно не более двух пассажиров. Этот воздушный транспорт использовался только для северных районов в зимнее время, куда очень трудно попасть обычными видами транспорта. До Усть-Ишима, например, приходилось лететь более 5 часов. Послевоенное время отмечено освоением новой скоростной авиационной техники: на авиалиниях появляются Ил-12 (1947), Ан-2 (1950), Ил-14 (1954).
- 15 сентября 1956 года в Омский аэропорт прибыл первым регулярным рейсом самолёт Ту-104 — первый советский и на тот период единственный в мире эксплуатируемый пассажирский реактивный самолёт. Эти самолёты производились в том числе на Омском авиазаводе.
- 8 октября 1958 года открылся новый аэровокзал (позднее это здание стало аэровокзалом местных авиалиний). В нём были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом. В это же время были построены здание гостиницы № 2, цех бортпитания и другие здания.
- В 1970 году было введено в эксплуатацию современное здание аэровокзала Омского аэропорта, рассчитанное на обслуживание 700 пассажиров в час.
- 11 октября 1984 года — самая трагичная дата в истории аэропорта, произошла крупнейшая по сей день на территории России авиакатастрофа. В аэропорту Омска самолёт Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек (в том числе 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170.
- В 1991 году объёмы перевозок пассажиров, почты и грузов достигли пика. Отправки пассажиров без учёта транзитных достигали почти миллиона человек в год. В летний период принималось более 100 рейсов в сутки.
- В конце 1980-х омский аэропорт стал одним из крупнейших на магистрали Москва — Дальний Восток. Города Крайнего Севера, Средней Азии через Омск соединены с главной магистралью. Город был связан более чем с 80 городами Советского Союза. Дальнейшее развитие получили и местные воздушные линии. 17 районных центров и населенных пунктов были связаны авиалиниями с Омском. Самолёт Ан-2 использовался не только на пассажирских авиаперевозках, но и при выполнении авиационных работ (задания по оказанию скорой медицинской помощи, по охране лесов от пожара и т. п.).
- В 1994 году произошло разделение коллектива авиапредприятия на авиакомпанию «Омскавиа» и «Омский аэропорт». Позже из единой структуры авиапредприятия выделяются диспетчеры управления воздушным движением.
- В марте 1997 года Омский аэропорт стал международным.
- В 2005 году для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов Омского аэропорта была построена современная аварийно-спасательная станция.
- В 2008 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа ATR-72 и А-320-214
- В 2011 году проведена реконструкция международного терминала аэропорта омским «НПО Мостовик».
- В 2011 году были запущены в эксплуатацию новые места стоянок воздушных судов. Теперь самолётам с низкорасположенными двигателями не приходится ожидать буксировки. Также, был выполнен капитальный ремонт международного терминала. Одновременно с этим в правом крыле аэровокзала внутренних воздушных линий организован международный пункт пропуска на вылет. В этом же году осуществлена реконструкция привокзальной площади.
- В 2013 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа A321. 23 апреля инженерно-авиационная служба «Омский аэропорт» получила европейский сертификат EASA Part-145, который позволяет самостоятельно осуществлять техническое обслуживание воздушных судов типа Boeing 737 в соответствии с правилами и требованиями европейских авиационных властей EASA.
- В 2014 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа Boeing 767.
- В декабре 2014 года аэропорт впервые с начала 1990-х годов обслужил миллионного пассажира.
- В феврале 2016 года «Омск-Центральный» получил награду за третье место в номинации «Лучший аэропорт 2015» в категории «Аэропорт регионального значения», до 2 млн пассажиров в год, на национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2016.
- 31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя Дмитрия Карбышева.
Технические данные
«Омск-Центральный» имеет одну взлётно-посадочные полосу 07/25, класса В, размерами 2501×45 м, максимальный взлетный вес воздушного судна 191 т, классификационное число ВПП (PCN) 50/F/C/X/T. Грунтовая ГВПП 2800×100 м в 2013 году была выведена из эксплуатации.
Также имеется 36 мест для стоянки воздушных судов, рулежные дорожки, технологические дороги, заправочную станцию, места для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью. Пассажиров обслуживают два терминала: терминал «B» — аэровокзал международных воздушных линий, терминал «A» — аэровокзал внутренних воздушных линий.
Аэропорт пригоден для приёма самолётов Ту-204, Ту-214, Ту-154, Ту-134, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Boeing 737, Boeing 757, Boeing 767, Ан-148, Ан-74, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Як-42, Як-40, ATR-42, ATR-72, Bombardier CRJ 100/200,Sukhoi Superjet 100, Airbus A310 (не более одного самолёто-вылета в сутки), Ил-62 (в исключительных случаях), Ил-76 (не более десяти самолёто-вылетов в сутки) и всех более лёгких, а также вертолетов всех типов.
В 2010 году во время визита президента России Дмитрия Медведева в Омск аэропорт принимал президентский самолёт Ил-96, хотя технически не приспособлен для принятия воздушных судов такого типа. 5 августа 2012 года Медведев снова посетил Омск, уже в качестве премьер-министра, и аэропорт вновь принимал Ил-96.
Руку к данному сценарию в разное время приложили Ash, ребята из команды X-Airways и Артем "Artpiano".