Нарьян-Ма́р (нен. Няръяна мар, «Красный город») — город в России, административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. Город находится за Северным полярным кругом, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.
Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1501 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км. Ближайшая железнодорожная станция — Усинск — находится на расстоянии 350 км, добраться до неё по суше можно только по зимней автомобильной дороге (зимнику). В летнее время от Нарьян-Мара до Усть-Цильмы курсируют скоростные пассажирские катера.
Возник как деревня Белощелье, названная по расположению в урочище Белощелье, где щелье — «крутая терраса реки, узкая долина, крутой овраг». В 1929 году в этом урочище начато строительство лесозавода, и возникшее при заводе поселение официально называлось «рабочий посёлок при лесопильном заводе Комилеса № 51 имени Дзержинского», а короче — «посёлок имени Дзержинского», в память о советском партийном и государственном деятеля Ф. Э. Дзержинском. В 1933 году посёлок был переименован в рабочий посёлок с идеологически «правильным» названием Нарьян-Мар — «красный город» (ненецкое нарьяна — «красный»,мар — «город»); с 1935 года — город с тем же названием.
Город Нарьян-Мар является центром НАО, в рамках административно-территориального устройства которого имеет статус города окружного значения.
В рамках муниципального устройства, он образует муниципальное образование городской округ город Нарьян-Мар с единственным населённым пунктом в его составе. Ранее в состав городского округа входила упразднённая в 2015 году деревня Ёкуша
Нарьян-Мар — аэропорт федерального значения одноимённого города в Ненецком автономном округе. Эксплуатант аэропорта — открытое акционерное общество «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд».
Является аэродромом совместного базирования. Принадлежит Министерству обороны РФ. Гражданскому сектору принадлежит перрон, рулёжные дорожки, места стоянок. Аэродром класса В, оборудован системой посадки II и III категории с обоих направлений и светосигнальным оборудованием. Классификационное число ВПП (PCN) 17/R/B/X/T.. Кроме основной взлётно-посадочной полосы из железобетонных плит, имеются две пересекающиеся грунтовые взлётно посадочные полосы для самолётов Ан-2 и вертолётные площадки.
Началом развития гражданской авиации в Ненецком округе можно считать 1933 год, когда лётчик Правилов Михаил Павлович был направлен в п. Белощелье с заданием обеспечить прием самолётов и создать аэродром. Под его руководством на льду реки Печоры была подобрана ровная площадка и оборудована простейшая маслогрейка для заправки самолётов. После этого в январе 1933 года в Нарьян-Мар начались первые полёты на самолётах Сталь-2. Строительство первого сухопутного аэродрома в Нарьян-Маре началосьв 1940 году методом народной стройки. Проводились субботники, воскресники, все ожидали, что в сорок первом году будут выделены средства на продолжение работ. Началась война, и строительство аэродрома стало главной стратегической задачей. Это была стройка № 1 в Ненецком округе, она стала общенародным делом для жителей города. Инициатором достройки аэродрома исследователи называют первого секретаря Ненецкого окружкома КПСС и горкома ВКП (б) Серафима Кузина. Руководитель строительства — В. Н. Андреев. Сухопутный аэродром Нарьян-Мара начал функционировать в октябре 1941 года, он тогда относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии. В это время самолёты из Нарьян-Мара и Амдермы выполняли разведывательные полёты в Арктике. Взлетно-посадочная полоса длиной 900 м< была построена в 1200 метрах от окружного Дома Советов. В июле 1943 года начался новый этап достройки аэродрома. Модернизация аэродрома шла форсированными темпами. Осушено летное поле, заложены дренажные канавы протяжённостью около 2000 м, произведена частичная подсыпка песком заболоченного участка, сделано деревянное ограждение аэродрома протяжённостью 2000 м, построен командный пункт (землянка) и деревоземляное укрытие для одного самолёта. В 1950 году в аэропорту строятся четыре домика для служб авиаотряда, а после большого наводнения в 1952 году были дополнительно построены дома отдела перевозок, гостиницы, 8 квартирный жилой дом и укрытие (тепляк) для ремонта техники. В декабре 1952 года в аэропорту Нарьян-Мар произвел посадку первый самолёт Ан-2 (бортовой номер 41995). В 1955 году в аэропорт поступил первый радиолокатор П-10, с помощью него можно было видеть и слышать все самолёты в радиусе 50-60 км. В 1956 году в авиаотряде появился гидровариант самолёта Ан-2 — Ан-2В. На гидроозере в аэропорту был построен специальный пирс из бревен и брусьев. Современный аэродром был построен Министерством обороны СССР в конце 1960-х годов в качестве аэродрома подскока для работы военной авиации в арктических широтах. В самом начале своей истории ИВПП с курсом 63 градуса от города и 243 градуса от тундры была покрыта американскими стальными полосами. Затем взлетную полосу покрыли отечественными стальными плитами К-1Д. Позже ВПП оделась в прочную одежду из железобетонных плит ПАГ-14. Аэропорт используется как гражданский с 1981 года. В октябре 1981 года был сдан в эксплуатацию аэровокзал (деревянное здание). приспособленное в настоящее время для размещения вспомогательных служб аэропорта. В июне 1993 года открылось новое здание аэровокзала.
В аэропорту находится Нарьян-Марское отделение филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
По данным сайта Flightradar24, над Нарьян-Маром проходят международные воздушные трассы из Японии (Токио, Осака, Нагоя) и Южной Кореи (Сеул), в аэропорты Западной Европы (Лондон, Париж, Милан, Хельсинки, Вену, Франкфурт, Мюнхен, Копенгаген), а также из аэропортов Дубай и Дели в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон,Сиэтл и Нью-Йорк). Внутрироссийские воздушные трассы над Нарьян-Маром проходят из аэропортов Москвы в Магадан, Певек, Сабетту, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Анадырь.