Аэропорт Иже́вск (ИАТА: IJK, ИКАО: USII) — аэропорт одноименного города, столицы Удмуртии. Расположен в 15 километрах восточнее от центра города между деревнями Старое Мартьяново и Новое Мартьяново в Завьяловском районе республики. Имеет статус аэропорта федерального значения. Обслуживает только внутренние пассажирские и грузовые рейсы.
Эксплуатантом и владельцем аэродрома является авиакомпания Ижавиа. За 2014 год пассажиропоток аэропорта составил 254 918 человек.
Вблизи Ижевска расположен также спортивный аэродром Пирогово, вместе с которым аэропорт Ижевск является единственным действующим гражданским аэропортом в Удмуртии.
История
Самым первым ижевским аэродромом является аэродром Пирогово, который был построен в 1934 году вблизи одноименной деревни. С аэродрома Пирогово выполнялись почтово-пассажирские рейсы и перевозки срочных грузов. В настоящее время аэродром является базой Ижевского аэроклуба ДОСААФ.
Осенью 1943 года на земле совхоза «Пятилетка» был построен военный аэродром с бетонной взлётно-посадочной полосой, который во время Второй мировой войны использовался как транзитный для перегонки на фронт американских самолётов «Аэрокобра», «Бостон», а также отечественных самолётов Ил и Пе, выпущенных на сибирских авиационных заводах.
В 1944 году начальником Главного управления ГВФ был издан приказ об организации в Ижевске аэропорта. На месте современной Молодёжной улицы была построена ВПП размером 1000×54 м и несколько служебных сооружений. В 1951 году в аэропорту организована АМСГ.
На нынешнем месте новый ижевский аэропорт был открыт в 1974 году у деревни Старое Мартьяново, в связи с застройкой территории старого аэропорта жилыми микрорайонами. Он стал третьим по счёту ижевским аэропортом и позволил принимать современные на тот момент самолёты Ан-24, Ан-26, Як-42, Ту-134.
В 1996 году было принято решение о постройке международного терминала аэропорта Ижевск. Но, в связи с резким падением пассажиропотока и экономическим кризисом, терминал до сих пор остаётся недостроенным. В перспективе есть возможность создать на базе Ижевского аэропорта современный международный транспортный логистический комплекс.
С 23 августа 2011 года авиакомпания «РусЛайн» начала выполнять рейсы Москва — Ижевск — Москва. Рейсы выполнялись на авиалайнере Bombardier CRJ 200 LR. В октябре «Руслайн» прекратила полёты в Ижевск, однако в мае 2013 года вновь возобновила их.
С 1 апреля 2013 года по программе развития пассажирских авиаперевозок в ПФО из Ижевска осуществляются рейсы авиатакси Dexter на самолётах Pilatus PC-12 в Киров и Самару, а также авиакомпанией Ак Барс Аэро на самолётах Cessna 208B в Нижний Новгород.
При финансировании Удмуртской Республикой в размере 164 млн рублей в 2012 году авиакомпанией «Ижавиа», как владельцем аэропорта, было капитально отремонтировано здание первого терминала, установлена система визуализации здания, куплен перронный автобус и интроскопы для проверки багажа и ручной клади, построено периметровое ограждение аэропорта и подъездная дорога. Для обеспечения безопасности полётов приобретена противообледенительная техника.
С 28 октября 2018 года регулярные рейсы по маршруту «Ижевск» — аэропорт «Шереметьево» совершает авиакомпания «Аэрофлот».
В декабре 2018 года аэропорт перешёл во владение нижегородского ООО «Поможем» с целью дальнейшего отделения от компании Ижавиа и выделения в отдельное юрлицо.
Аэродромный комплекс
Аэровокзальный комплекс состоит из одного двухэтажного пассажирского терминала 1974 года постройки. Рядом с ним расположен недостроенный терминал, предназначавшийся для международных рейсов.
Категория аэродрома по пожарной безопасности — 5 (по запросу до 7).
В течение нескольких лет аэропорт Ижевска готовится получить статус международного. На данный момент в здании старого терминала уже начата реконструкция, при этом инфраструктура таможенного поста и пункта пересечения российской границы будут использоваться как для встречи прилетевших пассажиров, так и для вылетающих. Первичное финансирование работ ведется из средств, заработанных предприятием, а также средств из бюджета Удмуртской Республики.
Взлетная полоса аэропорта имеет бетонное покрытие и позволяет принимать такие воздушные судна, как Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-76 (по разовому разрешению), Ил-62 (по разовому разрешению), Ту-134, Ту-154, Як-42, Bombardier CRJ 100/200, Embraer EMB 120 Brasilia, Pilatus PC-12, Sukhoi Superjet 100, Airbus A-319, Airbus A-320 и его модификации, Airbus А-320 Neo и его модификации, Boeing 737-800 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
Транспортное сообщение
Аэропорт связан с городом автомобильным шоссе А-1 и имеет подъезд к Ижевской кольцевой автодороге, по которой можно добраться до других районов республики. Единственным общественным транспортом, позволяющим добраться до города, является автобус компании ИПОПАТ пригородного маршрута № 331, следующий с улицы 9 Января в районе Буммаш по улицам Ворошилова, Петрова, Молодёжная, Ленина.
Также к аэропорту проложен железнодорожный путь от станции Вожой на линии Ижевск-Воткинск, по которому пассажирские поезда не ходят.
Происшествия
Основная статья: Катастрофа Ан-24 в Ижевске
28 января 1984 года у самолёта Ан-24РВ, следовавшего из Куйбышева (ныне Самара), перед началом снижения после выключения автопилота произошёл полный отказ управления рулём высоты. В первом заходе на посадку самолёт начал раскачиваться по тангажу и стал поднимать нос прямо перед полосой, из-за чего экипаж ушёл на второй круг. При втором заходе самолёт резче, чем в первый раз, задрал нос, на высоте 3—5 м над ВПП свалился на правое крыло и, несмотря на взлётный режим двигателей, потерял скорость, под углом 15º столкнулся с земной поверхностью рядом с ВПП и разрушился. Из 45 человек, находившихся на борту, погибло 4 человека, ранено 35.
24 мая 2019 года самолёт SSJ-100 Аэрофлота, выполнявший рейс Москва — Ижевск, был повреждён во время посадки в Ижевске размотавшимся тросом заземления. Посадка прошла в штатном режиме.